Как увеличить прибыль ресторана: нативная реклама и продвижение через витрину — идеи оформления, примеры, ТЭО
Как раскрутить ресторан? Как сделать ему хорошую рекламу, чтобы получить результат и защитить бюджет от слива? Какие способы продвижения вообще существуют? И можно ли привлекать новых посетителей постоянно, пусть и с разовыми вложениями?
Этими вопросами задаются тысячи рестораторов. Оно и понятно: каждый владелец хочет, чтобы в его заведении всегда были заняты столики. И здесь, на фоне острых вопросов, появляется одна проблема.
Многие владельцы ресторанов и кафе, желая идти в ногу со временем, обращаются в рекламные или брендинговые агентства. Пытаясь удовлетворить спрос, агентства часто предлагают довольно затратные классические способы продвижения: рекламу в интернете и соцсетях, размещение в агрегаторах, массовые активности, внедрение информационных систем быстрого бронирования или даже разработку мобильных приложений. Все это с прицелом на «узнаваемость», «долгосрочную перспективу» и «статус». Само собой, без каких-либо гарантий.
Встает резонный вопрос: а стоит ли вообще так рекламировать ресторан? Имеет ли это коммерческий смысл? Подобные активности выливаются в десятки, а чаще сотни тысяч рублей ежемесячно, но далеко не всегда окупаются. Плюс, результат сильно зависит от опыта исполнителей и сопряжен с массой рисков.
В этой статье я хочу рассказать вам о нестандартном, но весьма эффективном японском способе продвижения предприятий питания. И на наглядных примерах показать эффективную и, при этом, недорогую технику локального продвижения ресторана в условиях сильнейшей конкуренции и с минимальными затратами.
Из этого материала вы узнаете:
При чем здесь Япония и японские рестораны
Механизм привлечения клиентов с помощью витрины ресторана
Примеры оформления витрин ресторанов
Сколько это стоит — цена вопроса и ТЭО
Материалы для витринных муляжей
Резюме
При чем здесь Япония и японские рестораны?
Сразу хочу ответить на предполагаемый вопрос, почему мы будем рассматривать именно японскую модель продвижения ресторана. Здесь все просто: в Японии на ограниченной территории (в десятки раз меньшей, чем Россия) проживает почти 130 миллионов человек (всего на ~15 млн. меньше, чем в России) и работает сотни тысяч ресторанов. Конкуренция просто немыслимая и борьба за клиента идет очень жесткая. Например, только в черте города Токио, с населением более 14 миллионов человек, расположено свыше 80 тысяч заведений питания. Если сравнивать с российским мегаполисом, например, с Москвой, в Токио открыть ресторан и привлечь клиентов на порядок сложнее. Другими словами, если реклама ресторана в Москве — это задача со звездочкой, то в Японии — с тремя-пятью звездами.
Японские рестораторы крайне редко дают рекламу в интернете. Это дорого и, как правило, малоэффективно. Вместо этого они работают над привлечением проходящего мимо заведения живого трафика. Это вполне логично: какой смысл привлекать людей из интернета, когда потенциально каждый проходящий мимо человек может стать посетителем, а если повезет — то и завсегдатаем. Последнее особенно актуально для случаев, когда у людей один и тот же маршрут проходит мимо заведения, например, по пути с работы или учебы. Даже с точки зрения здравого смысла это куда логичнее, нежели пытаться поднять посещаемость сайта, чтобы затем люди через него бронировали столики.
Говоря рекламным языком, владельцы японских ресторанов давно сместили фокус внимания и сузили для себя задачу от «привлечь кого только можно из интернета» до «сконвертировать как можно больше проходящих людей с помощью витрины заведения». В этом есть и рациональное зерно: второй способ куда менее затратный, требует вложений только один раз, а потом работает постоянно, стабильно и без денежных затрат. Да и в плане эстетики улучшить и украсить витрину или фасад всегда приятно, а если это еще и деньги приносит — то приятно вдвойне.
А теперь только вдумайтесь: внедрение этого способа позволило многим ресторанам увеличить выручку в пределах 300%, поскольку он влияет сразу на несколько ключевых показателей: конверсию в посетителя, средний чек и даже повторные покупки. Давайте рассмотрим подробнее механизм работы этого рекламного инструмента.
Механизм привлечения клиентов с помощью витрины ресторана
Японские рестораны привлекают внимание прохожих с помощью размещения на витрине силиконовых муляжей еды. Это искусственные копии блюд и напитков, которые подают в ресторане. Посмотрите как это выглядит.
Чаще всего — это витрина за стеклом (в окне или специальном боксе). Но не всегда. Здесь многое зависит от расположения заведения. Например, в условиях ограниченного пространства или отсутствия окон, некоторые рестораны делают витрину в виде стола, заставленного наиболее популярными позициями меню. Такую витрину выставляют недалеко от входа, чтобы ее заметили как можно больше людей, проходящих мимо заведения. Посмотрите пример витрины-стола, выставленного у одного из токийских ресторанов.
Такой способ рекламы ресторана решает одновременно несколько важных задач. Во-первых, привлекает внимание прохожих, которые, надо сказать, активно делают за столом фотографии для соцсетей, чем обеспечивают заведению мощнейшую нативную и, главное, бесплатную рекламу. Во-вторых, силиконовые муляжи блюд и напитков выглядят как настоящие (вплоть до бликов света на соусе, пузырьков газа в напитках, «воздушности» пивной пены и т. д.), и поэтому сразу вызывают аппетит у проголодавшихся прохожих. В результате, после установки витрины-стола, количество посетителей этого ресторана выросло на 60-70%. И это в будний день.
В-третьих, блюда на столе выступают самой красноречивой рекламой меню 2 в 1. Люди видят, что подают в ресторане и по какой цене и, имея возможность заранее просчитать предстоящие расходы, с большей долей вероятности, заходят. Ко всему прочему, проголодавшийся человек, видя перед собой аппетитные блюда, заказывает больше, что положительно влияет на средний чек.
Муляжи блюд на витрине — это ещё и удобный сервис, который, что также очень важно, очень нравится посетителям. Вы получаете отличный способ отстроиться от конкурентов, особенно когда в одной локации находятся несколько заведений.
Вот и получается, что одна витрина выполняет массу важнейших коммерческих задач. И, что самое примечательное, затраты на нее однократные, а эффект она оказывает постоянно. В среднем, рост выручки заведения после размещения муляжей на витрине увеличивается на 250-300%, в зависимости от того, будний это или выходной день.
Еще несколько примеров оформления витрин ресторанов
Увеличение дохода в пределах 250-300% — это средний показатель, потому что в тех местах, где большой человекопоток, рост выручки может быть куда более значительным. Самые высокие результаты роста продаж показывают предприятия средней ценовой категории: семейные и сетевые рестораны, заведения национальной кухни (японской, итальянской, китайской и т. д.), а также кафе, фастфуды и т. д. Именно за счет экономической целесообразности и эффективности витрины с муляжами еды стали одним из самых популярных способов рекламы большинства заведений общепита.
В России этот способ рекламы еще только начинает набирать обороты, но даже сейчас можно увидеть, что рестораны, которые оснастили витрину муляжами и сделали заметной для проходящих рядом людей, привлекают гораздо больше посетителей.
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О МУЛЯЖАХ ЕДЫ
Сколько стоит оформить витрину ресторана: цена вопроса
Загрузка столиков и рост прибыли ресторана — это хорошо, но остается главный вопрос: сколько стоит такая реклама, через сколько окупится витрина, и насколько это выгоднее, чем, скажем, реклама в интернете? Давайте посчитаем для крупного российского мегаполиса. На примере Москвы.
Здесь стоит оговориться, что у разных рекламных агентств расценки разнятся. Плюс, можно привлечь фрилансеров. Но если усреднить, то стоимость комплексного продвижения в интернете для заведения с посещаемостью, например 50 человек в день, выйдет, приблизительно, 200-300 тысяч рублей в месяц. Расценки для заведений покрупнее могут быть до миллиона и выше, но ориентироваться по ним не будем. Возьмем минимальную планку. Само собой, про различные мобильные приложения речи сейчас даже не идет.
Рост посещаемости такого заведения (по статистике из интернета) увеличивается, в среднем, на 10-20%, то есть, максимум на 250 человек в месяц. Итого, за 200-300 тысяч рублей мы получаем, по самым оптимистичным прогнозам, 1500 посетителей в месяц. Если рассматривать вопрос в перспективе, скажем, на год вперед, то затраты составляют почти два с половиной миллиона рублей.
Теперь давайте рассмотрим продвижение с помощью муляжей на витрине. Средняя цена одной силиконовой копии блюда составляет 10 000 рублей. Возьмем минимум для витрины 20 муляжей. Их может быть и меньше — тут важна в первую очередь компоновка, но позволим себе небольшой размах. Итого получаем 200 000 рублей на одни только муляжи. И это разовая инвестиция.
Создание и оформление самой витрины (дизайн, полки, доп. атрибутика) обойдется еще тысяч в 200-300. Итого все затраты на этот рекламный инструмент составят 400-500 тысяч рублей, что эквивалентно 2 месяцам рекламы в интернете.
Теперь давайте считать клиентов и расходы на их привлечение для такого же заведения. По статистике японских маркетологов витрина с муляжами блюд меню увеличивает количество посетителей ресторана на 40-60% с первого дня. Часто, в зависимости от расположения заведения, она бывает и больше, но считаем по минимуму для наглядности.
При увеличении посещаемости на 40% вы получаете ежемесячно +500 человек. Что в 2 раза выше хорошей рекламной кампании в интернете (при условии, что ее настраивают грамотные специалисты). При этом, стоимость привлечения за год выходит в 6 раз дешевле. А если взять разрез за 2 года или за 5 лет?
Сейчас мы посчитали только один параметр — увеличение посещаемости. Если к этому прибавить и другие показали, увеличение которых вы получаете при использовании муляжей, а именно: увеличение среднего чека, оборачиваемости посадочного места и т. д. то как не крути, витрина получается намного эффективнее и целесообразнее.
К тому же, в случае с рекламой в интернет, остановка кампании неминуемо влечет за собой просадку в посетителях и доходах заведения. Витрину же один раз поставили — и она работает постоянно, как вечный двигатель, не требуя никаких дополнительных вложений. Вот такое продвижение.
Давайте для наглядности сведем все в сравнительную таблицу.
Реклама в Интернете |
Продвижение витриной |
|
1 мес. | 200 000 | 200 000 |
2 мес. | 200 000 | 200 000 |
3 мес. | 200 000 | 0 |
4 мес. | 200 000 | 0 |
5 мес. | 200 000 | 0 |
6 мес. | 200 000 | 0 |
7 мес. | 200 000 | 0 |
8 мес. | 200 000 | 0 |
9 мес. | 200 000 | 0 |
10 мес. | 200 000 | 0 |
11 мес. | 200 000 | 0 |
12 мес. | 200 000 | 0 |
Итого | 2 400 000 | 400 000 |
При разнице в эффективности получается ещё и существенное различие в цене. И если реклама — это понятие, своего рода, эфемерное, то муляжи еды — это физические предметы. Они остаются у Вас на годы (если сделаны из качественных материалов). Кстати, расходы по муляжам можно снизить, закупив, например, не 20, а 10 копий еды, только для основных блюд-локомотивов, а свободное пространство заполнив дизайнерским оформлением. Вариантов много.
Материалы для витринных муляжей блюд и напитков
Есть три типа материалов, из которых делают муляжи еды для витрин: силикон, пластик и гипс. Они отличаются по цене, внешнему виду и долговечности. Предприятия общепита Японии используют только силиконовые муляжи, потому что они, во-первых, более реалистичны и тем самым привлекают клиентов и увеличивают продажи. А во-вторых, силиконовые муляжи более прочны, долговечны, и служат более 15 лет, в отличие от аналогов из пластика или гипса, которые нужно заменять каждые 2-3 года.
Посмотрите для сравнения: слева муляж яичницы из силикона, а справа — из гипса. Обратите внимание на схожесть изображения муляжа с настоящим блюдом, технику соединения деталей, насыщенность цветов. Как вы думаете, какой из этих муляжей вызывает аппетит и желание немедленно заказать яичницу с беконом?
Сравните характеристики муляжей из разных материалов
Заключение
Мы с вами рассмотрели нестандартный способ продвижения ресторана на наглядных примерах. Этот способ только набирает популярность в России и других странах СНГ, но уже показывает результаты, сравнимые с японскими заведениями.
К сожалению, в одной статье сложно описать все тонкости процесса производства и оформления витрины, поэтому я планирую выпустить цикл статей. А до тех пор, если у вас есть вопросы — задайте их в комментариях или свяжитесь со мной. Я отвечу на ваши вопросы и покажу примеры оформления витрины именно для вашей ниши.
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Миронова
директор мастерской Nippon Dom
Больше информации и фотографий муляжей смотрите на коммерческой странице.